"Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

  1.  

 

 Д.С.Лихачёв

"Письма о добром»

                           

Реставрация – это процесс, который заключается в проведении максимально возможного восстановления внешнего вида исторических объектов и их консервация.

 

Консервация- принятие мер для замедления старения сохраняемых объектов.

 

 

     Среди памятников прикладного искусства ткань и кожа одни из самых хрупких материалов. Шерсть и шелк — белковые волокна, хлопок и лен — целлюлозные, кожа – материал животного происхождения, все они являются органическими соединениями, и это делает их крайне чувствительными к различным факторам окружающей среды на всех этапах существования. Органические материалы, как и люди, подвержены естественному старению. Реставратор не может этот процесс остановить, но может его в значительной степени замедлить, убрав негативные факторы — загрязнения, повреждения, деформации.

 

волокна хлопка

под микроскопом

волокна шёлка

под микроскопом

волокна шерсти

под микроскопом

кожа под микроскопом

                 В практике нашей мастерской существует индивидуальный подход к каждому предмету, нуждающемуся в реставрации. Для определения методик и порядка выполнения работ, предварительно проводится визуальное исследование памятника, с целью выявления ветхих участков, различного вида загрязнений, разрывов, сечений, утрат, других повреждений, искажающих внешний вид памиятника, а иногда его образное значение. Выявляются, внесённые в процессе бытования, конструктивные изменения, добавления инородных элементов, следы предыдущих чинок или реставраций и т.п. В зависимости от типов повреждений, полученных текстильными материалами, выбираются методы реставрации или в особых случаях разрабатывается методика.

 

Основные положения методики реставрации

тканей и кожи:

1. Фотофиксация.

 

Неотъемлемой частью реставрационной работы является фотосъемка всех основных начальных, промежуточных и завершающих этапов работы. Экспонаты фотографируются со всех сторон, с приложением в кадре масштабной линейки и цветовой шкалы. Фотография - важный контрольный документ, позволяющий судить о качестве проводимой реставрации.

2. Составление подробных калек.

 

Кальки создаются по реальным размерами экспоната, фиксируют расположение пуговиц, крючков, декоративных элементов, своеобразие авторских швов. Кальки позволяют контролировать размеры тканей и кож в процессе водной очистки, а так же являются ценным документом на заключительном , и вместе с тем самом сложном этапе реставрации, монтаже.

3. Пробные реставрационные мероприятия.

 

Перед началом реставрации тканей и кожи проводятся пробные мероприятия, от результата проведения которых зависит дальнейший реставрационный процесс.

1. Пробы на текучесть красителей. После определения текучести красителей ткани определяется выбор способа очистки.

2. Пробы на ослабление и, по возможности, выведение пятен. На одном экспонате может быть большое количество пятен различного происхождения. Необходимо правильно определить характер пятна и выбрать способ его ослабления без повреждения структуры волокон, цвето-тоновых параметров загрязненного участка, нарушения фактуры ткани и общего вида экспоната. Пятно ослабляется или удаляется только в том случае, если это не наносит ущерба экспонату, не вызывает разрушения волокна.

Пробные реставрационные работы проводятся в целях подбора и отработки методики проведения общей очистки экспоната.

4. Демонтаж.

 

При реставрации часто приходится делать частичный или полный демонтаж. Демонтаж обусловлен различными факторами, среди которых необходимость очистки от загрязнений многослойного экспоната; подведение дублировочных материалов, укрепление разрывов, сечений и восполнение утрат тканей, которые бывают деформированы, разорваны, поражены плесенью, несут следы жизнедеятельности насекомых.

5. Удаление поздних зашивок и вставок.

 

В ходе визуального обследования экспонатов могут быть выявлены зашивки, чинки, элементы декора позднего происхождения, искажающие внешний вид памятника, влияющие на конструктивные и функциональные особенности, мешающие общему эстетическому восприятию памятника. После проведения фотофиксации, деструктивные поздние зашивки, чинки и вставки удаляются.

6. Очистка от загрязнений.

 

В настоящее время существует несколько способов очистки тканей:

а) механическая очистка, обеспыливание.

б) очистка водным способом.

в) очистка в среде органического растворителя.

г) очистка водным паром.

д) комбинированный способ очистки.

а) Механическая очистка включает обработку экспоната пылесосом, снятие посторонних частиц мягкими щетками, пинцетом, очистку слабым вакуумом. Такая очистка возможна при удалении загрязнений, поверхностно держащихся на ткани или коже - пыли, личинок моли и др. Даже очень хрупкую, слабую поверхность можно обеспылить, если предварительно покрыть ее несколькими слоями марли или тюля.

б) Для водной очистки используется дистиллированная вода либо водный раствор моющего средства. Состав промывочной ванны следует соотносить с характером текстильного материала, степенью сохранности и загрязненности. Существует несколько способов промывки тканей: в ванне, методом тампонирования на столе на фильтровальной бумаге. из-за непрочной окраски ткани После очистки ткани прополаскиваются промываются в проточной, а затем в дистиллированной воде, pH промывных вод контролируется. При высушивании проводится устранение деформации.

в) Очистку музейных тканей органическими растворителями применяют в тех случаях, когда нельзя произвести очистку водным способом из-за непрочной окраски ткани, наличия смолистых, восковых загрязнений и жиров и в тех случаях, когда очистке подлежат предметы, состоящие из неоднородных материалов и демонтаж невозможен. Для удаления загрязнений с музейных тканей применяются различные растворители, такие как уайт-спирит, очищенный бензин.

г) Очистку водяным паром применяют, когда необходимо восстановить ворс на плюше и бархате, или когда требуется особо деликатная очистка, как, например, с археологическим текстилем и кожей. Обрабатываемый материал помещают загрязненной стороной на слой фильтровальной бумаги и обрабатывают регулируемой струей водного пара. Размягченную и увлажненную паром ткань чистят мягкой щеткой.

д) Комбинированный способ содержит в себе различные сочетания описанных выше способов очистки, которые зависят от степени сохранности и особенностей реставрируемого предмета.

7. Подбор реставрационных материалов.

 

1. Реставрационные дублировочные ткани и нити. Для дублирования ветхих тканей в качестве реставрационной основы используется широкий ассортимент натуральных тонких шелковых или хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения. Для укрепления сечений и разрывов применяется укрепление иглой тонкой нитью из шелкового газа реставрационными швами. Для укрепления отстающих нитей вышивки и элементов декора применяются натуральные шелковые, хлопчатобумажные или льняные нити, аналогичные нитям, используемым в памятнике.

2. Материалы для дублирования и восполнения бумажных и картонных частей экспонатов. Для дублирования и восполнения бумажных и картонных частей используются различные типы реставрационной бескислотной бумаги и картона по методике реставрации графических произведений.

3. Для дублирования экспонатов из кожи используется кожа различной толщины и фактуры.

8. Крашение реставрационных материалов.

 

Окрашивание реставрационных тканей, нитей, пряжи является одной из наиболее трудоемких и ответственных стадий в реставрации текстиля. Иногда для вновь вводимых реставрационных тканей достаточно получить нейтральный условный цвет по отношению к подлиннику, но гораздо чаще реставратору нужно добиться сложного цвета, максимально приближенного к цвету подлинной ткани.

Такой же важной характеристикой, как цвет, является светостойкость. Светостойкость - это устойчивость волокон к действию света и светопогоды, характеристика, определяющая наряду с другими свойствами продолжительность жизни текстильных материалов.

 

9. Укрепление разрывов и сечений ткани.

 

1. Укрепление разрывов и сечений клеевым способом применяется в случае сильного разрушения ткани и заключается в методе фрагментарного или общего дублирования разрывов и ветхих участков ткани на реставрационный материал с нанесенным раствором акрилового сополимера А-45К, с последующей термофиксацией через фторопластовую бумагу и укреплением иглой реставрационными швами. К этому же способу относится укрепление методом "взятие в конверт" обветшавших краев памятника по периметру.

2. Укрепление ткани иглой с применением тонированных дублировочных материалов, швом "реставрационная сетка", "наметочный шов", "вперед иголку". Для укрепления участка разрывов подводят под этот участок фрагмент окрашенной дублировочной ткани. Размер фрагмента должен быть несколько большим, чем утрата, чтобы укрепить его на неповрежденной части. Легкими стежками, не затягивая, укрепляют отстающие нити утка и основы на дублировочной ткани.

3. Укрепление отстающих нитей золотного шитья точечным швом, швом «реставрационная сетка» тонированными газовыми нитями или х/б нитями..

4. Укрепление и восполнение сквозных утрат иглой, методом штопки и штуковки, с применением окрашенных реставрационных материалов.

10. Восполнение утрат.

 

При осуществлении работ по приведению памятника к экспозиционному виду необходимо соблюдение рекомендаций по восполнению утраченных фрагментов ткани, кожи или элементов из других материалов. Восполнение может быть выполнено как в традиционной для утраченного участка экспоната технике, так и способом имитации авторской техники. Принципы и методики приведения памятника к экспозиционному виду (восполнение утрат, схематическая реконструкция или воссоздание) обсуждаются реставрационной комиссией.

При восполнении утрат подбирается реставрационный материал, технологически близкий утраченному, но с учетом возможности естественного его старения и отвечающий следующим требованиям:

1. Применяемые для восполнения реставрационные материалы должны иметь приближенные к авторскому материалу состав, фактуру, физические свойства. Элементы, предназначенные для замены утраченных, должны гармонично вписываться в целое и вместе с тем отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника. Этика

 

11. Устранение деформации.

 

Устранение деформации осуществляется как в процессе реставрации, так и на заключительном этапе для придания экспозиционного вида памятнику. 

Существуют следующие способы устранения деформации:

1. При проведении влажной или полувлажной очистки на фильтровальной бумаге, оргстекле, на манекене.

2. Методом отдаленного увлажнения. Деформированные участки мягко отпрессовываются грузиками, которые накладываются на экспонат через полувлажные компрессы и пленку или используется камера для увлажнения.

3. Устранение деформации при помощи пара.

4. Для выравнивания геометрии ковра, применяется специальный станок.

12. Монтаж.

 

Монтаж один из самых ответственных этапов в реставрации. Монтаж может осуществляться на разных стадиях работы с предметом, по необходимости и проводится в строгом соответствии с кальками, документами, фотографиями и схемами фиксирующими предмет на разных стадиях демонтажа.