Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых - филиал Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Музей: Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых -
- филиал Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Название: ковер напольный
Время создания: Начало ХХ в.
Место создания: Бельгия (?)
Материал: шерсть
Техника: ручное ткачество
Размеры: 446 см х395 см
Расположение: гостиная Дома Мельникова, 2 этаж
Общий вид до и после реставрации
Точное происхождение ковра неизвестно. Находится в Доме Мельниковых с момента завершения его постройки осенью 1929 года. Использовался в быту семьи Мельниковых на протяжении 80 лет.
По визуальным наблюдениям: классический ковер эпохи ар-нуво. Основой композиции ковра является стилизованный растительный орнамент. В центральной части прослеживаются мотивы вышивки «Удар бича» Германа Абриста. Во фризе (широком бордюре) ковра угадываются мотивы морской или океанической волны, присущие стилю. По нежно лиловому фону плавно изогнутые волнообразные линии более светлого лилового оттенка.
Сохранность: общее загрязнение и запыление памятника. Вероятно общее загрязнение сажей. На ковре пятна различного происхождения, как поверхностного, так и пропитывающего свойства: вероятно пятна клея, краски, пятна органического происхождения. Видны попытки ослабления пятен в процессе бытования ковра.
В некоторых местах нити основы, по всей видимости, истончились, в результате чего ковер утратил прежнюю плотность, стал рыхлым. Незначительная утрата узлов ткачества, в основном на углах ковра.
Многочисленные сечения и разрывы нитей обвязки по краю ковра и по углам. Фрагментарные утраты и вытрепы нитей обвязки, особенно пострадала обвязка правого и левого края ковра от главного входа.
Реставрационные работы:
Двустороннее обеспыливание, ослабление , по возможности, удаление пятен различного происхождения. Общая полувлажная очистка. Подбор и тонирование реставрационных материалов. Укрепление вытрепанных нитей обвязки по всему периметру ковра. Восполнение фрагментарных утрат нитей обвязки. Восполнение фрагментарной утраты узлов ткачества. Устранение общей деформации.
Фрагменты до и после реставрации