Ковры, гобелены

 
 
 

 

реставрация, консервация, дизайн

Виды повреждений

                   На реставрацию поступают ковры в разном состоянии сохранности. Самые частые проблемы это различного вида пятна, биологические загязнения, затёки красителей, механические и биологические повреждения. На сохранность при экспонировании и хранении во многом влияет качество материалов, из которых они созданы (шерсти. шёлка, вискозы. хлопка, льна, меха, кожи), а так же техника изготовления (например, структурная целостность ворсовых ковров зависит от количества узлов на 1 кв.дм). Материалы, входящие в структуру ковров, восприимчивы к воздействию света, влажности, перепадам температуры и предрасположены к поражению биовредителей. При воздействии ультафиолета ускоряется процесс старения текстильных волокон. Пониженная влажность ведёт к высыханию волокон. делает их хрупкими и ломкими. При повышенной влажности волокна разбухают, что ведёт к трещинам и разрывам, срыву красителя, появлению плесени и пр. Значительную опасность для сохранности ковров представляет обычная пыль. Она может содержать химические вещества (сернистый газ, сероводород, двуокись азота, аммиак и др.), которые при взаимодействии с влагой воздуха образуют кислотные и щелочные соединения, разрушающие структуру волокна. Так же в пыли могут находиться споры микроорганизмов. поражение которыми ведёт к появлению на коврах трудноудаляемых пятен и даже к частичному разрушению текстильных волокон. Кроме того, использование ковровых изделий в результате их прямого назначения - украшать быт, нести в дом тепло и уют, вероятность загрязнений различного рода пятнами, а так же механических повреждений увеличивается в разы.

Методики реставрации ковров:

 

Ослабление и, по возможности, удаление пятен.

 

        Удаление пятен - процесс во многом творческий и захватывающий, как хороший детектив. На одном ковре может быть большое количество пятен различного происхождения. Необходимо правильно определить характер пятна и выбрать способ его ослабления без повреждения структуры волокон, цвето-тоновых параметров загрязненного участка, нарушения фактуры ткани и общего вида. Если не удаётся выяснить природу пятна, то ключ к его удалению подбирается эмпирическим путём, методом проб.

 

        В работе мы используем различные ПАВы, энзимы, хелаты, органические растворители. И, как правило, пятна удаётся значительно ослабить и ли удалить, но у нас нет, и не может быть цели делать это любой ценой. Пятна ослабляются или удаляются только в том случае, если это не наносит ущерба предмету реставрации и не вызывает разрушения волокна.

 

 

Общая очистка.

 

        Зависит от сохранности предмета, материалов из которых он создан и степени загрязнения. При выборе способа очистки учитывается стойкость красителей, которая зависит не только от прочности связи между красителем и волокном, но и от состава моющего средства, концентрации и температуры моющего раствора, а также длительности воздействия. Общая очистка включает механический, полувлажный, влажный и химический способы.

Механический способ может быть самостоятельным методом, а может быть начальным звеном общей очистки. Такая очистка возможна при удалении загрязнений, поверхностно держащихся на ткани: пыли, песка, земли, личинок моли и др.

        Водная очистка более глубоко очищает текстильные волокна, проводится с осторожностью, так как из-за набухания могут возникнуть дополнительные мелкие повреждения в структуре волокна, а так же может сорвать краситель, что приведёт к образованию трудноудалимых затёков.

 

        Химический способ подходит для предметов в хорошем состоянии сохранности, позволяет провести удаление глубоких загрязнений, въевшихся в саму структуру ткачества, болезнетворных бактерий и биологических вредителей.

 

Подбор и тонирование реставрационных материалов.

 

Один из важнейших этапов реставрации. То, насколько хорошо подобран реставрационный материал по составу, фактуре, тактильным ощущениям, то насколько точно по цвету и грамотно по технологиям он окрашен во многом зависит весь процесс дальнейшей работы. Этому этапу реставрации необходимо уделять достаточно времени и внимания. Известно, что неудачный выбор реставрационных материалов является одной из основных причин повторной реставрации.

 

Укрепление разрывов ткачества.

 

        Разрывы на коврах и гобеленах могут появляться в силу различных обстоятельств. Это и механическое воздействие при вертикальном экспонировании. когда волокна в определённых местах испытывают непосильную для них нагрузку. Это и не правильное положение при хранении, когда волокна деформируются под собственным весом, что в последствии так же приводит к разрывам и фрагментарным утратам. В быту ковры зачастую подвергаются своеобразному "вниманию" братьев наших меньших, не редки случаи когда собаки выгрызают целые фрагменты из ковров, а кошки деформируют ворс и нити основы из тканых полотен.

 

        Реставратор для разрыва любого рода подбирает свой метод укрепления, наиболее подходящий для конкретной ситуации, исходя из того, будет ли ковёр в последствии находится на хранении в музее, экспонироваться на выставках или использоваться по своему прямому назначению в быту.

 

        Как правило, разрыв дублируется на правильно подобранный реставрационный материал, затем укрепляется иглой тонированными нитями. Возможно применение реставрационных клеёв. Если есть утраты ворса, то, в зависимости от выбранной политики реставрации, ворс либо восполняется, либо нет, допустимы любые варианты. На стадии завершения допускаются поверхностные тонировки укреплённого участка, если это необходимо для восстановления художественной целостности произведения.

 

Восполнение фрагментарных утрат.

 

        Фрагментарные утраты влияют не только на характеристики сохранности, но зачастую нарушают эстетическое восприятие предмета прикладного искусства, искажают его первоначальный образ и мысль. заложенную в него автором или самой Традицией, как в случае традиционного восточного ковроткачества, пропитанной глубочайшей символикой.

 

        Грамотное восполнение нарушенной целостности произведения возможно с применением различных уже существующих методик, а так-же для особых случаев разрабатываюся новые, подходящие для конкретного предмета в его индивидуальной ситуации.

 

        Это может быть выполнено методами консервации, цель которой укрепить травмированный участок и прекратить дальнейшее разрушение предмета. Можно пойти дальше и восполнить утрату в авторской технике, либо имитируя её. Возможно сочетание различных подходов. Тем интересна сфера реставрации, что готовых шаблонов для решения тех или иных профессиональных задач не существует.

 

Укрепление разрывов краёв ковра.

 

        Края ковров традиционно подвержены более сильному внешнему воздействию, чем основное тканое полотно. В процессе эксплуатации могут возникать разрывы уточных нитей ткачества, в местах сгибов. Обветшание и разрывы обвязки края, что приводит к вытрепу нитей обвязки и характерному махрению краёв, что не безопасно, поскольку ведёт к дальнейшему разрушению ковра. По краю же монтируют крепёжные элементы, при вертикальном экспонировании, что создаёт сильную нагрузку на места креплений, поскольку на них распределяется весь вес предмета, что так же может привести к разрывам полотна.

 

        Укрепление края осуществляется иглой, подобранными и тонированными нитями. В более сложных случаях проводится дублирование разрушенных участков, с последующим укреплением иглой, так же возможно применение реставрационных клеёв. При работе с ветхими музейными предметами и археологией, применяется перекрытие наиболее разрушенных участков тонированным реставрационным газом.

 

Восполнение утраченных кистей.

 

        Кисти придают ковру законченный вид, подчёркивают его цветовую гамму, стиль и настроение. Так, длинные и густые кисти - придают ковру торжественность и пышность, короткие – более свободный и демократичный стиль, А нити кистей, переплетённые кружевным узором или собранные в маленькие пучки, создают романтический и нежный образ. Кисти как рама для произведения живописного искусства, поэтому в реставрации ковров работе с ними уделяется огромное внимание.

       Кисти имеют не только декоративную и художественную ценность. Они защищают ковёр от преждевременного износа края. На аутентичных коврах ручной работы, кисти являются видимой частью нитей основы ковра. Обветшание, утраты кистей влекут за собой постепенный износ и утрату ткачества самого ковра. Поэтому так важно вовремя останавливать процессы разрушения кистей.

 

Формирование бахромы по разрушенным краям ковра, с последующим укреплением иглой.

 

        Один из способов оформления краёв ковра ручной работы с практически полной утратой кистей и части ткачества по нижнему и верхнему краю. Остатки кистей распускаются, формируя бахрому. Край ковра укрепляется иглой, тонированными х/б нитями. Бахрома подравнивается ножницами по всей ширине краёв.

 

 

Пэчворк.

        Создание пэчворк из ковра имеет глубокие исторические корни, в тоже время всегда остается на пике моды. Так европейские рыцари привозили из своих походов восточные ковры, а так же фрагменты этих ковров , которые использовались как подложка под седло. В последствии фрагменты тонировались, укреплялся край, из частей собиралось единое очень живописное полотно. По сей день такие ковры смотрятся очень живописно, особенно в современных интерьерах. Кроме этого с помощью технологии пэчворк всегда можно переосмыслить устаревшую, надоевшую вещь, либо спасти безнадежно испорченную.

 

 

Колор-реформ.

        Реформа цвета ковра один из способов поменять его дизайн, это способ может спасти испорченную в чистке, или из-за протечки баснословно дорогую вещь. Не является новой технологией, так как финишное окрашивание на производстве в один цвет применялось традиционно в Индии, Иране и других странах, в тоже время выглядит очень современно и модно по сей день. Особенно хорошо воспринимают крашение ковры из шерсти и шелка, так же могут быть окрашены ковры из вискозы и акрила. Для окрашивания первоначально ковер очищается, затем наносится краситель соразмерно предполагаемому результату, затем наносится закрепитель и только после этого изделие промывается и сушится.

 

 

Восполнение фрагментарной утраты. Укрепление края. Восполнение обвязки. Наращивание кистей.

 

Реставрация и консервация чаще всего включают в себя целый комплекс мер, направленных на восстановление целостности предмета искусства. Например для того. чтобы навязать новые кисти, необходимо сначала выполнить очистку ковра, восполненить фрагментарные утраты при их наличии, укрепить край, восполнить обвязку края и только после этого навязать кисти.