Вышивание бисером известно с давних времен, и до нашего времени сохранилось не мало образцов этого исчезающего вида прикладного и изобразительного искусства, поражающих красотой цвета, разнообразием техник изготовления, богатством сюжетов и форм. Среди них модные в своё время аксессуары к дамскому и к мужскому туалету: сумочки, портмоне, монетницы, таблетницы, кошельки. Бисером вышивались женские платья, шляпки, веера, мужские подтяжки и перчатки. Предметами из бисера украшали быт, например вязаными салфетками, вышитыми картинами, каминными экранами, декоративными подушками и пр. Интересно, что многие предметы для рукоделия украшались бисером: столики и шкатулки для рукоделия, наперстки, игольники, подушечки для иголок и т. д.
С бисером работали в монастырях и скитах, создавая как светские предметы, такие как головные уборы. кошелёчки, пояса, так и необыкновенной красоты оклады для православных икон, лЕстовки (старообрядческие чётки), закладки для богослужебных книг. Кроме вышивки для изготовления бисерных изделий применялось вязанье крючком и на спицах, здесь бисер сначала нанизывался на нитку в соответствии с рисунком, а затем при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки одну за другой оставляли на лицевой стороне изделия. Так же были развиты плетение и ткачество бисером. Более едкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу.
На сохранность бисерных предметов влияют многие факторы: время и техника изготовления, условия бытования, материал основы вышивки, качество бисера, основы и нитей прикрепа. Реставрация памятников из бисера не простой процесс, требующий от реставратора разнообразных знаний, навыков и большого терпения. Например, для укрепления отстающего бисера, нужно укрепить каждую отдельную бисерину, диаметр внутреннего отверстия венецианского или богемкого бисера очень мал — приблизительно 0,2—0,3 мм. Для работы с ним требуются специальные иглы, а так же иглы в виде тончайшей проволоки. Существуют и особые приёмы, позволяющие продеть нитку сквозь минимальное отверстие в том случае, если даже иглы для бисероплетения не проходят, но это делает процесс в целом более трудоёмким. Работа с более поздним бисером, а значит более крупным, так же с рубленным перламутром, стеклярусом, бусинами и пр. проще. поскольку внутренний отверстия больше.
Особую сложность представляет подбор бисера для восполнения утрат старинного предмета. Учитывая то, что при изготовлении одного бисерного изделия использовалось двадцать-тридцать сортов, (а их общее количество было в то время более тысячи), в наше время бывает очень не просто найти подходящие цвета бисера нужного размера в замен утраченного. И с каждым годом такого реставрационного материала становится всё меньше. Аналоги старинного бисера в современной промышленности редки.